Сущность и классификация нематериальных активов
Основным документом, регулирующим порядок учета нематериальных активов, является Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000,утвержденное приказом Минфина России от 16.10.2000 №91н (далее ПБУ 14),которое введено в действие с 1 января 2001г. Кроме того, общие правила учета нематериальных активов регламентированы Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета), утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 №34н.
Нематериальные активы можно объединить в три общие группы: исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, деловая репутация организации, отложенные затраты.
Первая группа прав возникает из охранных патентов свидетельств или договоров (авторских, исключительных лицензионных и т.д.), а также произведения творческой деятельности в сфере производства, создаваемые и используемые с целью получения прибыли: изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, ноу-хау. К первой группе также относятся программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, литературные, аудиовизуальные и тому подобные произведения.
К отложенным затратам относятся организационные расходы, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), а также на подготовку к эксплуатации природных объектов.
Решающим специфическим видом активов научных организаций являются нематериальные активы. В свою очередь среди них особенно большую роль должны играть разнообразные нематериальные активы интеллектуальной собственности научных организаций в виде ноу-хау и патентов, а также лицензий на них. Эти активы (так называемые научно-технические нематериальные активы) наиболее характерны для научных организаций, так как они одновременно выступают и "средствами производства" научных организаций, и их продукцией, которая неотчуждаема от ее производителя (т.е. от научных организаций). Такого положения нет ни с одной другой продукцией предприятий.
Для научных организаций, особенно в современный кризисный период их развития, важно внимательно разобраться со своими имущественными правами на интеллектуальную собственность по научно-техническим активам. При этом внимание должно быть обращено по отдельности на права:
- на вновь создаваемую научно-техническую продукцию;
- на патентоспособные (в том числе оформленные авторскими свидетельствами на изобретения), а также непатентоспособные научно-технические решения, закладывавшиеся в разработки, которые ранее выполнялись по разным договорам и заказам и за счет собственных средств.
Кроме того, существует ряд объектов бухгалтерского учета, которые по своей сущности весьма близки к категории нематериальных активов или которые раннее в учете включались в состав данного вида имущества: лицензии на осуществление отдельных видов деятельности; экземпляры программ для ЭВМ; право аренды, внесенное в качестве вклада в уставный капитал; право заключения договора аренды; фьючерсы и опционы; расходы по подключению телефонов; расходы по созданию системы клиент-банк; квартиры; имущественные права на обособленные объекты природопользования; незаконченные или незарегистрированные НИОКР; права на объекты промышленной собственности, возникающие из лицензионных договоров, а также договоров, имеющих элементы лицензионных договоров, и некоторые другие. Вышеперечисленные объекты к нематериальным активам не относятся.
Подробную характеристику основных нематериальных активов и деловой репутации фирмы рассмотрим ниже.
Право на изобретение – право на использование охраняемого патентом технического решения (устройства, способа, вещества, штамма микроорганизма, культуры клеток растений и животных), а также на применение известного ранее устройства, вещества, способа, по новому назначению.
Право на промышленный образец - право на использование охраняемого патентом художественно-конструктивного решения изделия, определяющего его внешний вид. Физически промышленные образцы могут представлять собой объемную модель (автомобиля, станка, посуды, мебели и т.п.) или плоское изображение - промышленный рисунок ткани, ковра, шрифта и т.д. Право на товарный знак – право пользования и распоряжения охраняемыми
свидетельством обозначениями, способами отличить товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других таких же лиц. Товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, объемными и др.